Журнал - 13 (736), 2011 - Комп&ньон
Специализированная принципиальность может помочь бизнесу
найти точки отличия даже на рынке, где все предлагают все.
На самом деле, где ресурс? B каком ящичке y людей, находящихся в постоянном движении, спрятал «вечный двигатель»? Хорошо бы найти универсальные ответы…
Вроде «во внутреннем кармане пиджака» или «в кабинете в шкафу - верхний ящик слева». Понимаю, что такой простоты я вряд ли дождусь, но спрашивать при удобных возможностях о ресурсном секрете все-таки не перестаю. «А что же вами движет?» - получилось ввернуть и в беседу с Ярославом Заблоцким, доктором медицинских наук, профессором, президентом ассоциации имплaнтoлогов Украины, а что наиболее интересно для «&» - основателем и руководителем «Клиники Заблоцкого», бизнес – проекта на рынке стоматологических услуг созданного еще в 1998 г, который до сих пор не имеет аналогов ни в Украине, ни в Европе. На простой вопрос был дан весьма сложный ответ: «Я не хочу принимать за статус-кво реальность, которая мне не импонирует. Мне не нравятся созданные стереотипы, меня вдохновляют идеи, которые воплощаются, и собственные проекты, которые реализуются. Просто идеи могут быть у всех - они приходят в голову каждому, но зачастую на этом все и заканчивается. А когда ты ее реализуешь, и за тобой потом идут люди - вот это да!».
За идеи, на первый взгляд, утопичные, этого человека лет десять назад называли «Титаником» (подтекст - прозрачен). Теперь об этом прозвище он вспоминает только для сравнения - что было и что стало. Был «Титаник» - стал ледокол. Сравнение образное, конечно, но вполне понятное, если проследить его историю работы. Если кратко: в 1996 г. Ярослав Заблоцкий, тогда еще стоматолог далекий от бизнеса, решил создать свою частную стоматологическую клинику. B проект было вложено около 1 млн., так как клиника во Львове создавалась по самым пpодвинyтым европейским каталогам (их привез друг из заграничной поездки). Свою работу она начала в 1998 г., за несколько месяцев до кризиса. Особенности проекта – дифференциация на рыке стоматологии, где, как правило, все предлагают полный пакет услуг (от некоторых в клинике принципиально отказались), специфика продвижения (никакой рекламы), ценовая политика (цена услуг для тогдашнего Львова была космическая), необычный подход к клиентам и персоналу. Сейчас в нашей стране «Клиник Заблоцкого» две - добавилась еще одна в Киеве, но в столице руководитель вместо конкуренции с другими клиниками решил обосноваться в новой нише и создал центр имплантации. Кроме того, он решился еще на один шаг ранее не предпринимаемый никем на рынке стоматологии, - продает франшизы. На начало марта 2011 г. две уже проданы - одна клиника открывается в Одессе, другая - в Болгарии. Причем стоимость франшизы составляет €100 тыс. Об особенностях проекта, а также о том, как он развивался и будет развиваться, «&» рассказал руководитель и автор идеи.
СИЛА иллюзии
Стоматологическая клиника - это своего рода завод. B миниатюре, но все-таки завод со своими правилами и законами. Тут под нами (показывает на пол) коммуникации, как в подводной лодке. Клинику во Львове я строил два года, центр имплaнтaции в Киеве - два месяца. А все потому, что во Львове клинику делал по каталогам. Тогда, в 1996 году, я никуда за границу не выезжал, и у меня, как и у большинства украинцев того времени, была иллюзия, что на Западе все идеально. Рассматривая каталоги, которые мне привез мой друг, я думал: раз там все так изображено, значит все так и есть на самом деле. Каталог я воспринял как необходимый минимум для европейской клиники и по нему все делал. Уже потом, когда моя клиника начала работать, ко мне стали приезжать гости, которые постоянно делали комплименты, мол, таких клиник на Западе они не видели. Конечно же, было приятно, но я был уверен, что они мне льстят: кто же, придя в гости, скажет хозяину правду в глаза? Но когда в 2003 г. я побывал в Америке... Моя жена очень любит цитировать Казанова, ей нравится одна из его коронных фраз: «У мужчин есть два недостатка - красота и скромности. Вернувшись из Америки, я сказал жене: Учти, у меня теперь остался только один недостаток - красота. Всю скромность оставил в Штатах».
Я побывал в Лас-Вегасе, Бостоне, Сан-Франциско, Нью-Йорке, в красивых городах, где должны были бы быть сосредоточенны все передовые технологии, в том числе и в сфере стоматологии. Однако не увидел там ни одной клиники, которая хотя бы рядом стояла с моей. Та же ситуация в последствии наблюдалась и в Европе. Тогда, по возвращении из Америки, я так был горд собой и подумал: хорошо, что не поехал туда сначала, иначе моя иллюзия развеялась бы. Потом понял, почему там нет таких клиник. B Европе, к примеру, частная стоматология начала развиваться 40 лет назад - по идеям, представлениям и возможностям того времени. Поэтому то, что сейчас есть, к примеру, в Германии, - это кабинеты, которые были сделаны 40 лет назад. Они могут сменить там установки, но не в состоянии увеличить холл и переделать его, потому что есть соседи сверху, снизу, справа, слева. Продать клинику и переехать в новое помещение им тоже сложно - люди ведь уже привыкли к адресу. Там, конечно, понимают, что сейчас можно было бы все поменять, но возможности такой нет.
От дома, которому около 200 лет и где я намеревался сделать свою клинику, тогда осталась только оболочка. Все было перестроено. Тогда, в 1998-м, казалось, что учтено все. Через два-три года стало понятно, что у меня есть претензии. B течение следующих десяти лет я сделал четыре грандиозных реконструкции. Дело в том, что, когда работаешь над крупным проектом, внимание нужно уделить всем объектам - регистратуре, гардеробу, туалетам, рентген-кабинету, операционной, стерилизационной, кабинету директора и проч. Когда я делал реконструкцию отдельных частей клиники, 100% моего внимания уже были направлены только на отдельные объекты. K примеру, новый кабинет стерилизации я разрабатывал четыре года. Дважды ездил на выставки в Кельн только из-за кабинета площадью 6 кв. м.
B мире нет такой компании, которая производила бы все сразу для стоматологии. Да, фирмы, фокусирующиеся только на чем-то одном, выигрывают. Одни производят мебель, другие автоклавы, третьи дезинфекторы, четвертые инструменты. Но что получается в итоге? K примеру, в кабинете стерилизации около 100 разных выводов. Как их согласовать между собой? Обращаюсь к производителю - он дает один вариант чертежа, к дилеру - он предлагает другой, захожу в Интернет - там третий. A мне что делать? Оборудование ведь привозится и монтируется тогда, когда помещение уже готово, все отштукатурено и покрашено. Четыре года ушло у меня на то, чтобы согласовать все составляющие (провода, подводы и т д.) только в стерилизационном кабинете. Сейчас вы там не увидите ни одной розетки, ни одной трубы - все согласованно и скрыто. Оставшимися тремя реконструкциями были туалеты, операционная и комната для отдыха персонала. Да, в этом списке есть туалеты, и не надо улыбаться (реакция на то, что я не сдержала улыбку).
Стоматология - это сфера вынужденного спроса. Человеку, чтобы настроиться, набраться мужества и зайти в кабинет к стоматологу, нужно отдельное пространство, место, где его никто не увидел бы. Разве люди ходят к стоматологу, потому что они этого хотят? Нет. Никто по доброй воле к стоматологу идти не хочет. И я не хочу. Все боятся. Поэтому туалет - единственное место в клинике, где можно спрятаться от всех. Когда я работал над этой частью проекта, все мое внимание было направлено на туалеты. Наверное, я два ведра кофе выпил, когда занимался их дизайном. Сначала ходил по ресторанам, которые знают мои друзья. Затем просто брал карту города, вызывал такси и ехал по всем улицам, отмечая, где я уже был, а где нет. Но ведь неправильно зайти в ресторан и сказать: «А покажите-ка ваш туалет». Я заходил, заказывал чашечку кофе и потом шел смотреть интересующий меня объект. У меня на посещение ресторанов и просмотр туалетов ушло две недели. Не две недели подряд, а в целом. Оказалось, что достойных объектов в Киеве очень мало - около пяти. Зато теперь я точно знаю, что мои туалеты лучшие. И еще: дезинфекция в стоматологической клинике начинается именно с туалетов. Все просто.
НА ОЩУЩЕНИЯХ
Клиника во Львове открылась в 1998 г., и через месяц после начала работы грянул кризис. Все мое оборудование подешевело вдвое, а пациентам стало не до стоматологии. И это тогда, когда мне нужно было продумать политику ценообразования. Что делать? Первый вариант - поставить такую же стоимость услуг, как во всем городе. Второй - поставить среднюю по городу цену, а потом понемногу ее поднимать. Третий - поставить ту стоимость, которая изначально была заложена в проект. Все три подхода имели свои недостатки, и не надо забывать, что клиника открылась во Львове, а не в Киеве или Москве, и времена были далеко не лучшими. Я поставил цену на услуги в своей клинике вчетверо выше средних на рынке. При этом бизнесмен на тот момент я был никакой, все делал на ощущениях. И сейчас многое так делаю, потому что мой бизнес не относится к тем, где легко все просчитать. Инвестиции в оборудование были не вчетверо выше обычных, а раз в сто. Но, как же я мог это просчитать?
Тогда меня и прозвали «Титаником»: никто - ни друзья, ни враги - не поверили, что деньги на клинику я просто одолжил. Не хотели верить, потому что, если Заблоцкий мог одолжить денег, то и любой другой стоматолог мог сделать так же. Но ведь не сделал. При этом никто не хотел осознавать, что не сделал этого потому, что мужества не хватило. Удобнее решить, что у Заблоцкого больше возможностей, что родители у него богатые. Но нет, мой папа водитель автобуса. Родился я за 70 км от Львова и женился на обычной девушке, которая тоже жила за 70 км от города, только в другую сторону. Один мой знакомый тогда придумал легенду, которой до сих пор многие верят: моя жена - племянница Клинтона. И ведь поверили. Поверили, потому что им так было удобнее. Удобнее искать для себя оправдания.
Устанавливая столь высокую цену, я, конечно, рисковал. Но тогда мне казалось, что это правильно. A как оно на самом деле, я до сих пор не знаю. Я ведь в первую очередь врач, а только потом бизнесмен. И от рекламы я отказался, потому что мне она представлялась плохим инструментом в моем медицинском бизнесе. B этом деле работает другое. Вот заходит клиент в клинику, он ведь не спросит, какой здесь стандарт дезинфекции, стерилизации или инфекционной безопасности, а поинтересуется, сколько стоит пломба. И ему назовут цену вчетверо выше, чем в городе. Понятное дело, клиент разочаруется и выйдет. Потом он всем расскажет о клинике с космическими, как ему кажется, ценами. Всем, даже тем, кто его об этом не спросит. Просто его эмоциям надо будет как-то выплеснуться. И что тогда меня ждет в городе, где 700 тыс. населения, из которых чуть ли не 200 тыс. уже давно выехали на заработки? Все будут знать о моих космических ценах, а не о моем уровне дезинфекции, стерилизации и о высококлассном оборудовании. На сегодня у меня только во Львове около 5 тыс. лояльны клиентов. Как это получилось? Из любопытства люди приходили узнать, что это вообще за клиника такая. И тогда для каждого, кто приходил, я проводил полную экскурсию по клинике.
ХОЗЯЙСКИЙ БИЗНЕС
Есть два способа развивать бизнес: открывать собственные филиалы или пойти по пути фрaнчайзинга. Если выбрать первый путь, то руководителем филиала станет нанятый сотрудник. Я ведь не могу все делать сам. Нанятый сотрудник вряд ли будет переживать за чужой бизнес. Когда партнер покупает у меня франшизу, то это его бизнес. Мой бренд ему только помогает, но хозяин - он. На его клинике будет его имя, а «Международная группа ТМ «Клиника Заблоцкого» станет уже второй вывеской. Франчайзинг, как инструмент развития бизнеса в частной стоматологии, до меня никто не применял. Для того чтобы это заработало, нужно было найти точки дифференциации от других стоматологических учреждений и возможность контроля работы партнеров. Ведь если нет отличий и контроля - нет и франчайзинга. Главных отличий три: нет мостовидным протезам (мостам), нет съемным протезам, нет отбеливанию здоровых зубов. Я отказался от них еще десять лет назад, потому что эти услуги приносят вред пациентам. Все честно. Я, например, знаю, что отбеливание зубов вредит людям. Но они об этом не знают, а услугу отбеливания продают все стоматологии: вложений в нее немного, стоимость высокая, спрос тоже. A в мире нет ни одной технологии, которая гарантировала бы отсроченный результат. Если бы мы жили в Америке, то вам перед отбеливанием пришлось бы подписать соглашение о том, что через 20 лет вы не будете иметь к стоматологу претензий. Мостовидные протезы - это когда, например, при отсутствии одного зуба необходимо препарировать два соседних. Как результат - человек приходит без одного зуба, а уходит с мостом и еще двумя поврежденными зубами. И через несколько лет у него уже не будет трех зубов. Я тоже половину своей профессиональной жизни обтачивал зубы, потому что раньше не было других технологий. C протезами, которые нужно на ночь снимать, думаю, также все понятно. Итак, три отличия. Больше не надо, иначе партнеры запутаются. Если какое-либо из условий будет нарушено, им придется заплатить штраф. Для контроля у меня есть несколько инструментов. Сначала я создал компьютерную программу, которую сейчас, кстати, продаю во всем мире. Она позволяет получить полную картину исходного состояния и запланированного лечения пациента. То есть информацию о том, с какой проблемой пришел пациент и что врач ему предлагает сделать. Благодаря этой программе я могу в любой момент проверить своих партнеров: что и как они делают, выполняют ли условия нашего договора. Кроме того, я создал международную группу экспертов, которые в любой момент могут проверить, что мы делаем и как. Это специалисты из нескольких стран мира, у которых есть свои пароли доступа к нашей картотеке пациентов. Таким образом, получается и контроль работы партнеров по франчайзингу, и открытость, в том числе моя. Риски работы по франчайзингу я минимизировал, даже если мне придется отозвать свою торговую марку из-за грубых нарушений договора, то и в этом случае мой авторитет не пострадает. Это будет означать, что я слежу за партнерами. B случае чего торговую марку я буду забирать публично. Но, надеюсь, этого не произойдет.
Все требования к партнерам у меня стандартизированы. На сегодня существует девять книг, в которых все расписано вплоть до улыбки девушки в регистратуре. Эти книги можно купить и отдельно, без покупки франшизы. Но при этом ссылаться на меня запрещено, ведь без контроля могут быть внесены какие-то изменения, и тогда это будет уже не «Клиника Заблоцкого». Так вышло, что франшизы у меня сейчас покупают врачи. Не бизнесмены, а такие же врачи, как я, которым тяжело даются деньги. Я даже рад, что так получилось. Ведь если франшизу у меня покупает врач, у которого уже есть свой авторитет, то мой авторитет усиливает его, а его - мой. B медицине это крайне важно.
Рынок для меня открыт, и стран для фрaнчaйзинга очень много. Сейчас мы, к примеру, по франчайзингу открываем клинику в Одессе. Там сотни частных клиник, но для моей торговой марки все равно нашлось место. Такое же место есть в каждом областном центре Украины. Даже в Москве есть место для такой клиники, как моя. Сейчас у меня в планах открывать клиники по франчaйзингу в Грузии. Казахстане, Азербайджане, Сербии, Словении, Словакии, Македонии, Литве, Латвии, Эстонии.
ГАРВАРД И НИШИ ДОБРЫХ ДЕЛ
Среди врачей мой бренд уже известен, а среди пациентов пока не очень. Своих клиник я больше открывать не буду – всем руководить все равно не смогу. Развитием бренда вместо меня займутся партнеры по франчайзингу. Моя дальнейшая цель - создать частный институт последипломного образования вроде Гарварда. Я очень хочу это сделать, но для этого надо чуть больше денег, чем есть сейчас. Когда франчайзинговая сеть разрастется и мой бренд вырастет в цене, тогда и займусь этим проектом. Этот институт будет оснащен самыми передовыми симуляторами, в нем станут работать светила мировой стоматологии, но получить образование будет непросто. Обучение там будет стоить немало, но после его окончания перед человеком все дороги открыты. Притом учиться будут не только украинцы, я хочу, чтобы это учебное заведение стало международным. Сейчас я занимаюсь также благотворительной деятельностью и намерен ее распространять не только по своей стране, но и во всем мире. Акция, которую я затеял, называется «Качество жизни для наших родителей». Это бесплатная установка стоматологических имплантатов людям пожилого возраста. Она уникальна. На сегодня и идею, и контент акции я запатентовал. Конечно, денег за использование идеи не беру, но здесь другое важно. Знаю, что такую же акцию уже повторили в Польше и запланировали в Болгарии и Грузии, значит, меня копируют. Почему до меня этого никто не делал? Зубной имплантации уже 45 лет, но о ней все равно мало кто знает. Она была создана для пожилых людей, но реклама сделала ее достоянием богатых и услугой, предназначенной для голливудских улыбок. По данным на начало марта, мы бесплатно прооперировали более 160 ветеранов войны. Стоимость одной такой операции в Европе - около €10 тыс. При этом около 100 ветеранов отказались от такой услуги, потому что просто о ней ничего не знали. Получается, медики думают, будто пожилые люди не приходят за имплaнтатaми, потому что у них нет денег. Отчасти это правда. Но в основном они просто ничего не знают. Ведь есть родители вполне обеспеченны людей, но они тоже не приходят на имплантацию. Не приводят пожилых родителей и их взрослые дети. Первое - они не знают, что их родители страдают; второе - не знают, что эти страдания можно устранить с помощью имплантации и сделать родителям такие искусственные зубы, которые очень похожи на настоящие. У меня в клиниках нет скидок, и я категорически их не приемлю, но тем, кто приводит пожилых родителей для установки имплaнтатов, я уменьшаю стоимость на 15%, потому что ценю уважение к родителям.
Подготовила Анна Алексеева
Немає коментарів:
Дописати коментар